Поэт Генрих Гейне говорил, что музыка свадебного шествия всегда напоминает ему марш перед битвой. Это его утверждение, вероятно, нашло бы поддержку где угодно на планете, и в России определённо, где свадебная церемония всегда обставлялась так, что походила как минимум на коронацию. Новая выставка в Государственном историческом музее — это подробнейшее, детальное сообщение об особенностях исконно русского бракосочетания. О том, что было и что осталось в русской свадебной традиции, о серьёзности каждого шага и действия, о том, что женитьба, как сказал гоголевский Кочкарёв, это не то чтобы «взял извозчика, да и поехал куда-нибудь». Русская свадьба действительно временами походила на коронацию — неспроста новобрачных по ходу всех церемоний и обрядов величали «молодым князем» и «молодой княгиней», даже если и тот, и другая выходили из семей, едва концы с концами сводящих. Важной частью ритуала был, конечно же, музыкальный фольклор — плачи, причеты, приговоры, по выразительности некоторые из них вполне можно отнести к категории шедевров. На выставке в Историческом на каждом шагу наушники и множество музыкальных и текстовых записей для прослушивания. По лубочным картинкам, рисункам и живописным полотнам видно, какое значение придавалось свадебному пиру, его составу и масштабу. Если таковой устроить не удалось, в городке или селе новобрачных никто даже за мужа и жену не признавал. Русский свадебный обряд как выясняется вплоть до ХХ века представлял собой довольно причудливое сочетание христианских предписаний, исполняемых с величайшим старанием, и множества внецерковных традиций, многие из которых старше христианства, а потому должно быть и прочнее. Четыре собольи шкурки, подвешенные на четырёх стрелах по четырём углам опочивальни новобрачных изгоняли зло. А то, что сваты должны были садиться на лавку строго вдоль половиц, а ни в коем случае не поперёк? Чистое суеверие! Некоторые темы нам помогла раскрыть в беседе сокуратор выставки Ольга Владимировна Соколова.