Медиапортал Исторического музея

Об архитектурном наследии БАМа рассказывает выставка в Историческом музее

описание
авто-расшифровка
авто-метки
3 июля 2024 19:40

Авторы выставки проехали по БАМу и провели фотофиксацию зданий вокзалов и поселков. Исторический музей открывает выставку «Вокзалы и города. Архитектурное наследие БАМа», приуроченную к 50-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали. О крупнейшем советском проекте по созданию не просто железной дороги, но среды обитания человека, расскажет Антон Николаев. Эти цельнометаллические унифицированные блоки строители БАМа между собой называли «цубиками». Стройка началась в 1974-м и продолжалась 10 лет. Она оставила след в экономике, культуре и жизни миллионов людей, которые откликнулись на комсомольский призыв. В фондах Исторического музея и музеев городов БАМа хранятся предметы повседневного быта строителей, рисунки и фотографии. Это серебряный костыль последнего серебряного звена. Если история строительства самой магистрали известна, то архитектурная и градостроительная история БАМа во многом еще не написана. Именно эту задачу поставили перед собой авторы этого выставочного проекта. «47 городов проектировали, больше 120 институтов – это те, которые мы выявили в ходе исследования. У нас до сих пор есть города, о которых мы ничего не знаем. Каждое название уникально, соответствует названиям рек или народов, которые там живут. Такое же бережное отношение было к природе. Базовая установка, которая была у архитекторов – они вписывали города в существующие ландшафты, они учитывали перепады высот», – рассказал историк архитектуры, куратор выставки Марк Акопян. Авторы выставки проехали по БАМу и провели фотофиксацию зданий вокзалов и поселков. Сохранились правда не все. Здание вокзала в Тунгале, построенное на сваях из-за вечной мерзлоты, осталось только на фотографии. Специально для выставки на основе фотографий и чертежей были созданы модели вокзалов. В проектировании инфраструктуры принимали участие архитекторы со всего Советского Союза. Это не могло не отразиться на внешнем облике зданий. «Посёлок, который создавался грузинскими архитекторами, грузинскими строителями, впитал в себя черты традиционных элементов и архитектуры. Там появились в том числе декоративные элементы, которые были посвящены по своей тематике истории грузинского народа и связи её с Российской империей, каждый из этих деревянных фронтонов, которые вообще-то украшали вход в типовое жилье», – поделилась архитектор, куратор выставки Дарья Кисельникова. 50-летие начала строительства БАМа – важная дата не только для страны, но и для тех людей, которые приняли в ней участие, а в общей сложности это около 2 миллионов человек. «В настоящее время в движении находятся несколько поездов с ветеранами строительства. Из Москвы эти поезда пойдут, из Иркутска, Хабаровска, Читы. Около двух тысяч строителей, ветеранов строительства соберутся в Тынде», – сообщил директор по коммуникациям ОАО «РЖД» Юрий Нагорных. 50 лет назад они откликнулись на комсомольский призыв и поехали строить железную дорогу, поселки и города там, где, как считалось, человек жить не может. Но, оказалось, может.

Связанные материалы

Начните печатать